Топливная система (ТАТА)

Топливный насос высокого давления – одна из составляющих дизельного двигателя, отвечающая за подачу топлива. Здесь горючее насыщается и дозируется, дабы мотор всегда получил то количество дизеля, которое обеспечит наилучшее горение.

 

 

 

 

 

Типы ТНВД

  1. Рядный насос – поршневые пары равняются количеству цилиндров. Они встроены в корпус и расположены возле топливных трубок ТНВД. Кулачковый вал приводит в действие поршень, имеющий привод от коленвала мотора. Вращение вала перемещает кулачок, который взаимодействует с толкателем плунжера и тот поднимается по втулке. В это время поочерёдно закрываются/открываются отверстия впуска и выпуска. Созданное давление выталкивает нагнетательный клапан, и насыщенное горючее продвигается к форсунке. Количество передаваемого топлива регулируется либо механически, либо через электронную коробку. Рядные ТНВД отличаются высокой надёжностью. Их внутренности смазываются моторным маслом, что позволяет заливать низкокачественное топливо.

  2. Распределительный насос – одно- или двухпоршневое устройство, которые задействуют все цилиндры. Он довольно компактный и лёгкий. Благодаря равномерности подачи топлива пользуется популярностью у производителей средних грузовых автомобилей. Сопряжённые детали быстро заменяются, но имеют относительно небольшой срок службы. Кулачковый привод в ТНВД может располагаться:

    1. снаружи;
    2. внутри;
    3. с торца.

В насосах с приводом второго и третьего типов приводной вал не испытывает нагрузок, поэтому износ деталей ниже. Основным элементов этих ТНВД является распределительный поршень. Он совершает обратнопоступательные движения, насыщая горючее и распределяя его по цилиндрам. В зависимости от типа регулятора подачи горючего, этот насос бывает с механической и с электрической подкачкой топлива. Подкачивающий элемент закреплён на приводном валу. В таком насосе топливо используется, как смазка.

  1. Магистральный насос – подаёт точную дозировку топлива благодаря аккумуляторной системе. Такой насос работает с высоким давлением (от 180 МПА). Имеет один или два поршня, работающих от кулачковой шайбы. Поршень приходит в движение во время вращения эксцентрика. Это приводит к увеличению объёма в камере, куда поставляется топливо из впускного клапана. Как только давление достигнет рабочей отметки, откроется выпускной клапан. Доза, определённая электронным блоком управления, попадает на рампу, откуда движется в ДВС.

 

 

 

 

 

Топливная система ТАТА

В автомобилях ТАТА на 613-м шасси используются ТНВД Bosch VE6/12F1200R925-2. Это распределительный насос, работающий по принципу аксиального движения плунжера. Конструкторы решили минимизировать количество движущихся элементов, поэтому все цилиндры обслуживает один плунжер.

Подача топлива регулируется кромками и втулкой. Момент начала впрыска определяет гидравлическое устройство. Здесь нет ЭБУ, поэтому вся регулировка осуществляется механически, поэтому топливный насос тата 613 очень прост в обслуживании. Отлично работает в паре с моторами от трёх до шести цилиндров и не требует дополнительной смазки: внутренности смазываются самим горючим. Это значит, что заливать в такой насос некачественное дизельное топливо категорически запрещено, несмотря на наличие в нём фильтра.

Топливный насос ТАТА: основные элементы

  1. Шиберный насос с регулирующим клапаном (под давлением направляет дизель в корпус).
  2. Распределитель (создаёт давление впрыскивания и поставляет насыщенное топливо в цилиндры).
  3. Механический регулятор (меняет обороты коленвала).
  4. Запорный клапан (прерывает подачу дизеля).
  5. Гидравлический элемент опережения впрыска (определяет момент начала подачи, учитывая частоту вращения коленвала и нагрузку мотора).

 

 

 

 

Дозировка топливного насоса ТАТА

Количество подаваемого горючего зависит от движения поршня. В работе ТНВД есть четыре фазы:

  1. Закрытое впускное отверстие: кромка шлица закрывает впускной клапан и открывает выпускной.
  2. Нагнетание: плунжер создаёт рабочее давление и нагнетает топливо к форсунке Bosch.
  3. Конец подачи: регулирующая втулка открывает управляющее отверстие.
  4. Подвод топлива: дизель проходит через выпускное отверстие в камеру. Управляющее и выпускное отверстия закрыты.

 

 

 

Ускоритель холодного пуска

Раньше водители регулярно сталкивались с проблемой холодного запуска двигателя. После долгого простоя мотор не хотел заводиться из-за недостаточного количества в нём топлива. УСХ решает эту проблему. Он подаёт дизель заранее. Принудительная подача возможна благодаря внутреннему давлению топлива.

Причины поломки насоса

Схема топливной системы ТАТА хорошо продумана, но время и неправильная эксплуатация приводит к тому, что некоторые её элементы выходят из строя. Для увеличения срока службы ТНВД нужно избегать:

  1. излишних перегазовок и длительной езды на первой передаче;
  2. использование низкокачественного топлива и присадок.
  3. шумы в насосе;
  4. увеличение расхода;
  5. ухудшения характеристик мотора;
  6. утечка горючего;

Признаки неисправности ТНВД:

Примечание: распылители форсунок экономно расходуют дизель, а топливный бак ТАТА 613 рассчитан на 120 литров, что позволяет проехать около 700 километров без дозаправки.

Ремонт ТНВД

  1. Снимите верхнюю крышку.
  2. Отсоедините привод акселератора.
  3. Уберите автомат подогрева.
  4. Открутите контргайку оси регулятора.
  5. Извлеките «глушилку».
  6. Выньте регулятор давления.
  7. Снимите напорные клапаны и возвратную пружину.
  8. Открутите стопор и штифт.
  9. Достаньте привод кулачковой шайбы.
  10. Вытолкните ось автомата опережения.
  11. Выньте вал насоса.
  12. Демонтируйте ротор.

Теперь в Вашем распоряжении разобранный насос. Ремонтировать отдельные его детали не рекомендуется, так как на заводе их тщательно подгоняют друг к другу. Лучше приобрести готовые и заменить.

Примечание: перед топливной проверкой форсунок ТАТА 613 посмотрите их нумерацию. Неправильный порядок пагубно скажется на работе ТНВД.

Комментарии запрещены.

Нужна помощь в подборе/поиске запчастей на Тата ?

Перезвоним в течение 5 минут

Не нужно. сам найду