Система охлаждения (ТАТА)

В заведённом двигателе постоянно происходит процесс горения, сопровождающийся высокой температурой. Для того чтобы мотор не «сгорел», его нужно охлаждать. И занимается этим система охлаждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные элементы СО

  1. Радиатор.
  2. Насос.
  3. Термостат.

В зависимости от типа охлаждения такая система бывает:

  1. жидкостная (элементы охлаждаются водой с примесями);
  2. воздушная (тепло отводится потоком воздуха);
  3. комбинированная (объединяет два вышеупомянутых типа).

В автомобилях чаще всего используют первый тип. Жидкостная система охлаждения позволяет равномерно и эффективно охладить двигатель, не создавая много шума. Двигатели грузовиков и автобусов ТАТА подвергаются серьёзной нагрузке, поэтому им нужно эффективное понижение температуры ДВС. Разберём предназначение каждого элемента СО.

Термостат ТАТА

Термостат СО предназначен для смены количества поступаемого к двигателю антифриза. Это позволяет держать оптимальную температуру. Термостат расположен в патрубке около радиатора. Мощные моторы снабжают термостатами нового поколения, которые способны не только охлаждать жидкость, но и специально нагревать. Как только температурные рамки нормальной работы двигателя будут нарушены, он даст команду открыть заслонку и начать прокачку охлаждающей жидкости.

Пока ДВС холодный, термостат не пропускает жидкость в радиатор. Она направляется через байпасный выход термостата обратно в ДВС, совершая малый круг и не изменяя своей температуры. При включенном моторе клапан термостата открывается, что позволяет антифризу перетекать в радиатор. Байпасный выход закрывается, и жидкость проходит большой круг. Если термостат поломан, то двигатель будет чрезмерно охлаждаться. Это значительно снизит срок его службы. Обнаружить недействующий элемент СО можно, выполнив несложные действия.

Проверка термостата

  1. Достаньте термостат и установите его на испытательный стенд.
  2. Соедините диафрагму клапана с индикатором.
  3. Откройте клапан до 0,5 мм и сбросьте индикатор.
  4. Поместите стенд в ёмкость с водой.
  5. Проверьте температуру воды термометром.
  6. Сравните её с температурой на циферблате.
  7. Повторите замеры с открытым на 8 мм клапаном.
  8. Соедините выход термостата с водяным насосом.
  9. Ко входу термостата присоедините обычный насос.
  10. Дайте давление в 1 бар и проверьте количество вышедшей воды.
  11. Сравните количество воды с показателями нормы.

Примечание: Термостат должен начать открытие при температуре примерно 75 градусов и быть полностью открытым при значении 85 градусов.

 

Радиатор ТАТА

Радиатор на ТАТА 613 предназначен для охлаждения горячей жидкости потоком воздуха. Не путать с радиатором печки ТАТА. Когда термостат открыл клапан, антифриз от двигателя перетекает в радиатор. Внутри него есть множество воздушных отсеков и трубок. Воздух попадает в отсеки с большой силой, что позволяет жидкости терять температуру, то бишь происходит теплообмен между ОЖ и воздухом. Для ускорения этого процесса иногда на радиатор устанавливают вентилятор. Он может быть:

  1. механический;
  2. электрический;
  3. гидравлический.

Автомобилестроители предпочитают использовать электрический привод вентилятора, что позволяет точно регулировать его интенсивность.

Примечание: размеры радиатора на ТАТА 613 Евро 2 такие же, как и на других модификациях двигателя.

 

 

 

 

Водяной насос

Циркуляция жидкости в системе охлаждения происходит за счёт водяного насоса. Его ещё называют помпой. По патрубку от водяного насоса к термостату он получает сигнал и повышает или понижает интенсивность циркуляции. Водяной насос ТАТА располагается спереди блока цилиндров ДВС. Он приводится в действие клиновидным ремнём от коленвала. При заведённом моторе жидкость из радиатора поступает к насосу. Лопасти насоса заполняются антифризом, который за счёт влияния центробежной силы в нужный момент уходит к двигателю.

Снятие насоса

  1. Слейте антифриз.
  2. Демонтируйте байпасный шланг.
  3. Достаньте термостат.
  4. Снимите насос вместе со шкивом и ремнём вентилятора.
  5. Открутите болты вентилятора.
  6. Открутите болты крепления водяного насоса с блоком цилиндров.

Примечание: установка происходит в обратном порядке.

Сборка водяного насоса системы охлаждения ТАТА

  1. Надавите на масляной уплотнение в корпусе.
  2. Установите:
    1. наружное кольцо подшипника;
    2. водяное уплотнение;
    3. внутренне кольцо подшипника.
    4. Заполните сепараторы смазкой.
    5. Установите:
      1. вал в корпус;
      2. новое масляное уплотнение;
      3. прокладки.
      4. Смажьте кромку насоса.
      5. Вставьте новый вкладыш и резиновый рукав в насосное колесо.

Расширительный бачок

Охлаждающая жидкость хранится именно в расширительном бачке ТАТА. Периодически туда нужно подливать новый антифриз, так как система охлаждения ТАТА 613 потребляет немалые объёмы из-за большого и мощного ДВС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип работы охлаждающей системы

Система управления мотором имеет математический алгоритм, задающий оптимальные значения для включения или отключения СО. При необходимости антифриз движется по «рубашке охлаждения» мотора, забирая у него тепло. После нагрева термостат открывает клапан, и она попадает в радиатор, где происходит снижение температуры. Охлаждённая жидкость вновь отправляется к силовому агрегату.

Комментарии запрещены.

Нужна помощь в подборе/поиске запчастей на Тата ?

Перезвоним в течение 5 минут

Не нужно. сам найду