Двигатель (ТАТА)

Сердце любого транспортного средства – мотор. Проблемы с ним могут существенно ударить по кошельку, если вовремя не заметить и устранить поломку. Чаще прислушивайтесь к работе двигателя, потому что приборная панель даёт отнюдь не полную информацию. Так или иначе, водитель обязан знать особенности силового агрегата своего авто и уметь быстро его «вылечить». Особенно если ТС используется в работе.

Грузовые автомобили и автобусы TATA на базе 613-го шасси быстро захватили украинский рынок. Повсеместно машины этого производителя перевозят небольшие грузы и пассажиров. На данных авто установлен двигатель ТАТА 697. Он выпускается в разных модификациях, но отличия состоят лишь в нескольких деталях и в потреблении топлива. Из-за чрезмерных нагрузок мотор иногда даёт сбои. Производитель предлагает при покупке машины обзавестись книгой, помогающей моментально выявить и исправить поломки силового агрегата и других «жизненно важных» механизмов. Многие пренебрегают ею, и зря. Рассмотрим же самые распространённые проблемы ДВС и их решения.

Двигатель ТАТА 697: руководство по ремонту

Диагностика

Лезть в мотор без веских на то причин не рекомендуется. Первое, что нужно сделать, это провести осмотр, дабы выяснить, есть ли необходимость в ремонте. Причин для починки может быть много:

  1. избыточное или низкое давление масла;
  2. стук и грохот;
  3. повышенное потребление горюче-смазочных материалов;
  4. высокие или низкие обороты при холостом ходе;
  5. потеря мощности;
  6. механические повреждения;

Почти все капитальные работы требуют демонтажа, поэтому перед ремонтом двигателя ТАТА 613 необходимо отделить его от шасси.

Демонтаж

  1. загоните ТС на смотровую яму или подъёмник;
  2. слейте масло и антифриз;
  3. поочерёдно демонтируйте крышку мотоотсека, охлаждающую магистраль, крышку головки блока цилиндров;
  4. лишние предметы не должны попасть в отверстие всасывания в голове БЦ, поэтому закройте его тряпкой или резиновым колпачком;
  5. отсоедините ремни водяного насоса и трос топливного насоса;
  6. уберите патрубок воздушного фильтра;
  7. снимите генератор, водяной насос, стартер и коробку переключения передач;
  8. под двигатель поставьте стойку или подъёмник;
  9. открутите подушки и опоры (задняя опора двигателя ТАТА должна быть откручена последней);
  10. достаньте двигатель.

Мотор снят. Дальнейшая его разборка зависит от типа поломки. Как и у любого мотора, двигатель ТАТА 697 TC55l и его модификации имеют распространённые проблемы. Разберём, как их исправить.

Ремонт

Износ гильзы цилиндра

Гильза цилиндра защищает трущуюся поверхность поршня от повреждения. Она изготавливается из тщательно отшлифованного чугуна. Работает при высоких температурах, поэтому требует постоянного охлаждения, осуществляющегося за счёт циркулирующей воды. Периодическое отсутствие жидкости приводит к сильному износу. Ремонтировать эту деталь нельзя.

Стоимость гильзы цилиндра невелика, да и замена осуществляется за несколько минут. Главное, обзавестись приспособлением для снятия и установки гильзы цилиндра.

  1. Закрепите блок цилиндров на станке в наиболее удобное положение.
  2. Выпрессуйте гильзы.
  3. Очистите посадочные отверстия блока от нагара и мелкой стружки.
  4. Вставьте гильзу и медленно впрессовывайте её в корпус БЦ (она должна выступать за поверхность блока на 0,5 миллиметра).
  5. Сточите выступ гильзы.

Повреждение коренного вкладыша коленчатого вала

Недостаточное количество масла или его низкое давление приводит к излишнему трению между коленчатым валом и корпусом мотора. Некоторое время коренные вкладыши спасают двигатель от перегрева, но при неправильной эксплуатации их повреждение неизбежно.

  1. Демонтируйте коленвал и расточите его на центростремителе.
  2. Замените старые коренные вкладыши.
  3. Смажьте их моторным маслом.

 

 

 

 

Вал коленчатый ДВС – самая дорогая деталь силового. Вам решать: купить вкладыши для двигателя ТАТА 697 или новый коленвал, который превышает стоимость вкладышей почти в 20 раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: одновременно с заменой коренного вкладыша желательно осмотреть шатунные вкладыши, потому что время износа у этих деталей приблизительно одинаковое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изнашивание распределительного вала

Клапаны двигателя ежесекундно открываются и закрываются. Этим управляет распределительный вал. При большом пробеге обычная шлифовка, промывка или замена ремня ГРМ не поможет, потому как появляются неустранимые дефекты. Поможет лишь установка новой детали.

  1. Снимите:
    1. крышку головки БЦ;
    2. ось коромысел клапанов;
    3. толкатели со штангой;
    4. компрессор;
    5. поддон картера;
    6. насос;
    7. демпфер;
    8. крышку корпуса шестерен распределения.
    9. Установите отверстие на шестерне распредвала в одну линию с монтажными болтами.
    10. Открутите болты шайбы распредвала.
    11. Демонтируйте распределительный вал.
    12. Посадите новый распредвал в картер БЦ.
    13. Выровняйте отверстия.
    14. Установите детали, которые были сняты в первом пункте.

Деформация клапанов

Если вовремя не был заменён распределительный вал, может пострадать один из клапанов головки ДВС, потому как высокая температура и давление способны повредить даже закалённую сталь.

  1. Закрепите головку БЦ.
  2. Снимите сухари с клапана.
  3. Достаньте клапан со всеми сопутствующими деталями.
  4. Очистите тарелки и пружины.
  5. Вставьте новый клапан и пружину.
  6. Смажьте шток клапана.
  7. Установите тарелку и зажмите пружину.
  8. Закрепите сухари.

Примечание: компания ТАТА предлагает нестандартную нумерацию форсунок двигателя, поэтому при манипуляциях с ними необходимо не забывать об этом факте.

Не каждый мотор подлежит ремонту. Жадный и невнимательный водитель может проигнорировать призывы «сердца» автомобиля о помощи, в результате чего он, вероятно, навсегда выйдет из строя. Индийская компания поставляет немало готовых силовых агрегатов в Украину, поэтому купить двигатель автомобиля ТАТА не так уж и проблематично, но лучше не доводить свой транспорт до критического состояния.

 

 

 

 

 

Комментарии запрещены.

Нужна помощь в подборе/поиске запчастей на Тата ?

Перезвоним в течение 5 минут

Не нужно. сам найду